О министерстве Документы Учреждения Новости Мероприятия Проекты ИКТ Оnline услуги

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – стоматология детская. Главная

17 марта 2009

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – стоматология детская.

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – стоматология детская.

 

В соответствии с требованиями специальности стоматология детская, врач должен знать и уметь:

 

I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:

 

1.Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.

2.Общие вопросы организации стоматологической помощи детям, организацию работы скорой и неотложной помощи детскому населению.

3.Организацию работы стоматологических кабинетов, оборудование и оснащение.

4.Основные требования к стерилизации стоматологического оборудования.

5.Топографическую анатомию головы и челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфотока, строение зубов, эмбриологию челюстно-лицевой области, основные нарушения эмбриогенеза.

6.Анатомо-физиологические особенности детского организма в различных возрастных группах.

7.Основные вопросы нормальной и патологической физиологии челюстно-лицевой области, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции.

8.Биологическую связь и основные функции зубочелюстной системы, биомеханику жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды.

9.Роль гигиенического содержания полости рта и предупреждение развития заболеваний зубов и пародонта.

10.Принципы, приемы и методы обезболивания в детской стоматологии, вопросы интенсивной терапии и реанимации.

11.Этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний и пороков развития, их влияние на органы  и системы организма человека.

12.   Основы фармокотерапии в детской стоматологии.

13.Показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов обследования.

14.   Основы иммунобиологии, роль наследственных факторов в развитии стоматологических заболеваний.

15.   Клиническую симптоматику основных заболеваний челюстно-лицевой области у детей, их профилактику, диагностику и лечение.

16.   Клинические проявления в полости рта системных болезней ребенка.

17.Клиническую симптоматику пограничных состояний в детской стоматологии.

18.Пределы консервативной терапии зубов в различных возрастных группах, показания к удалению зубов с целью профилактики и лечения зубочелюстных аномалий, методы ортопедического и ортодонтического лечения и показания к протезированию.

19.   Применение факторов физиотерапии в детской стоматологии.

20.Основы рационального питания здорового ребенка, принципы диетотерапии при заболеваниях челюстно-лицевой области.

21.Вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны.

22.   Формы и методы санитарно-просветительной работы.

 

II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:

 

1.Получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенности в случаях, треюующих неотложной помощи или интенсивной терапии. оценить тяжесть состояния, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать их при травматическом и анафилактическом шоке, остром сосудистом коллапсе, острой кровпотере, острой сердечной и дыхательной недостаточности, гипертоническом синдроме (искусственное дыхание, массаж сердца, остановка кровотечения, перевязка и тампонада раны, транспортная иммобилизация, промывание желудка при отравлении, срочная трахеотомия при асфиксии).

2.    Провести обследование челюстно-лицевой области, включая:  обследование мягких тканей лица, височнонижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональной лимфатической системы, зондирование зубов, патологических зубо-десневых карманов, свищей, перкуссию и термодиагностику зубов, электроодонтодиагностику, определение степени тяжести заболевания слизистой оболочки полости рта, а также определение факторов, способствующих развитию патологии пародонта и симптомы воспаления и деструкций тканей пародонта.

3.Определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных, функциональных и др), дать интерпретацию их результатов. провести дифференциальную диагностику основных стоматологических заболеваний у детей. обосновать клинический диагноз. обосновать схему, палн и тактику ведения больных.

4. Выпольнить местное (инфильтрационное и  проводниковое) обезболивание и определить показания к общему обезболиванию при стоматологических заболеваниях.

5.Распеределить детей на диспансерные группы, знать кратность осмотров в этих группах.

6. Составить индивидуальный план-график  работы на участке. планировать диспансерную работу.

7.Проводить профилактику основных стоматологических заболеваний и зубочелюстных аномалий.

8.Организовать гигиеническое обучение и воспитание детей и родителей, педагогов, среднего медицинского персонала.

 

III.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

 

1.Осуществить лечение кариеса у детей: проводить препарирование твердых тканей при формировании кариозных полостей под различные пломбировочные материалы с использованием скоростных и трубинных машин6 выбирать пломбировочные материалы с учетом возрастных особенностей строения тканей зубов, анатомической принадлежности зуба, глубины и локализации кариозной полости, а также степени активности кариозного процесса; проводить пломбирование с использованием вспомогательных средств (матриц, клинишки, колпачки и др); обрабатывать пломбы из разных пломбировочных материалов; при лечении осложненных форм кариеса уметь провести ампутацию пульпы (прижизненную и после девитализации), экстирпацию пульпы (прижизненную и после девитализации); провести инструментальную обработку канала, используя при этом функциональные свойства эндодонтических инструментов; медикаментозную обработку корневых каналов и их пломбироване. 

2.Оформлять медицинскую документацию.

3.  Врач детский стоматолог должен знать:

-    Профилактику, диагностику, клинику, принципы лечения и уметь диагностировать и оказывать неотложную помощь при следующих состояниях;

-    острая зубная боль;

-    острые гнойные воспалительные заболевания;

-    повреждения челюстно-лицевой области.

Должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваних:

 4. Заболевания зубов:

-    Пороки развития временных и постоянных зубов;

-    кариес зубов;

-    пульпит временных и постоянных зубов;

-    периодонтит временных и постоянных зубов;

-    повреждения зубов.

5. Болезни пародонта:

-    Гингивит;

-    маргинальный пародонтит;

-    пародонтоз;

-    парадонтома.

6. Болезни слизистой оболочки полости рта (острые, хронические):

-    Повреждения, возникшие вследствие механической, физической и химической травмы;

-    заболевания, возникшие вследствие вирусных и бактериальных инфекций;

-    заболевания возникшие вследствие аллергических реакций;

-    изменения и заболевания слизистой оболочки полости рта, являющиеся симптомами или проявлением патологии других органов и систем организма и возникающие при болезнях крови, желудочно-кишечного тракта и печени, острых инфекционных заболеваниях, системных заболеваниях, сердечно-сосудистых заболеваниях, эндокринных заболеваниях, нервно-психических заболеваниях.

Должен установить диагноз и знать принципы лечения и профилактики при следующих заболеваниях:

7. Пороки развития лица, челюстей, зубов:

-    аномалии развития преддверия полости рта и прикрепления уздечек губ и языка;

-    боковые и срединные кисты и свищи шеи;

-    пороки развития зубов и челюстных костей (макрогения, прогения, микрогнатия и прогнатия, аномалии числа, формы зубов и др.);

-    расщелина верхней губы (односторонняя и двусторонняя);

-    расщелина нёба.

            8. Гнойно-воспалительные процессы челюстно-лицевой области:

-    Воспалительные процессы мягких тканей челюстно-лицевой области (лимфаденит, абсцесс и флегмона, сиалоаденит);

-    воспалительные процессы челюстных и лицевых костей (периостит челюсти, остеомиелит одонтогенный, остеоартрит);

-    специфические воспалительные процессы (актиномикоз, туберкулез).

9. Повреждения челюстно-лицевой области:

-    Открытые и закрытые повреждения мягких тканей;

-    повреждения зубов;

-    повреждения челюстно-лицевых костей.

10. Доброкачественные и злокачественные новообразования челюстно-лицевой области:

-    Опухоли мягких тканей,

-    опухоли челюстных костей.

11. Зубочелюстные аномалии:

-    Факторы риска возникновения зубочелюстных аномалий;

-    формирующиеся и сформированные аномалии прикуса.

                

IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):

 

-    Эксплуатация стоматологического оборудования и оснащения (стоматологического кресла различной конструкции, скоростные и турбинные машины, наконечники всех видов, аппарата ЭОД, ДКС, амальгамосмесители, ультразвуковые аппараты для зубного камня);

-    препарирование кариозных полостей во временных и постоянных зубах при различной локализации, и под разные пломбировочные материалы;

-    наложение лечебной или изолирующей прокладки;

-    пломбирование зубов различными пломбировочными материалами;

-    техника первичной и отсроченной обработки пломб;

-    методика формирования эндодонтического доступа при осложненном кариесе;

-    владение эндодонтическим инструментарием;

-    поэтапная инструментальная обработка корневых каналов;

-    методы очистки эндодонтического инструментария;

-    лечение пульпита методом сохранения жизненности пульпы;

-    лечение пульпита методами ампутации, экстирпации, с применением обезболивания, диатермокоагуляции и девитализации;

-    лечение периодонтита с разной степенью сформированности корней зуба;

-    внутриканальный электрофорез;

-    различные методы пломбирования корневых каналов;

-    профессиональная гигиена полости рта;

-    кюретаж зубодесневых карманов;

-    обработка эрозий, афт, язв слизистой оболочки рта;

-    реминерализующая терапия;

-    покрытие зубов фторсодержащими лаками;

-    методика заливки фиссур;

-    удаление на зубах отложений;

-    местное лечение заболеваний пародонта с использование мазей, аппликаций, повязок и т.д.;

-    местные аппликационное инфильтрационное и проводниковое обезболивание;

-    вскрытие абсцессов в полости рта;

-    остановка внутреннего и наружного кровотечения;

-    трахеотомия;

-    определение вида прикуса;

-    оценка функциональных отклонений в зубочелстной системе;

-    методы миогимнастики;

-    измерения лица, зубов, зубных рядов в полости рта;

-    выполнение и оценка окклюзиограммы;

-    пришлифовывание окклюзионных поверхностей и сошлифовывание точек неправильного контакта;

-    сепарация временных зубов с целью профилактики и лечения зубочелюстных аномалий;

-    удаление временных и постоянных зубов;

-    искусственное дыхание;

-    закрытый массаж сердца.

 

Составили:

С.С. Агзамходжаев (Главный стоматолог МЗ РУз.).

Х.П. Камилов (Профессор кафедры терапевтической стоматологии ТМА).

 

Комиссия использовала:

1. Квалифицированные характеристики прошлых лет.

2. Данные 10-й МКБ.

3. Опыт кафедр стоматологии ТМА и ТашИУВ.

4. Консультации работников ВОЗ

5. материалы ряда сайтов Интернета

6. Статистические формы отчетности

7. Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению

8. Гос. Образовательный стандарт высшего медицинского образования

9. Квалификационные характеристики магистров медицины.

 


Тип документа:  Квалификационная характеристика
Сохранить в формате pdf |