О министерстве Документы Учреждения Новости Мероприятия Проекты ИКТ Оnline услуги

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – лабораторное дело. Главная

17 марта 2009

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – лабораторное дело.

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – лабораторное дело.

 

В соответствии с требованиями специальности лабораторное дело, врач должен знать и уметь:

 

I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:

 

Законодательные акты о здравоохранении и нормативные документы,
определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.

Основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий.

Основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний.

Основы профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы.

Основы международной и отечественной классификации болезней (мкб, окб).

Современные направления развития медицины.

 

П. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:

 

1. Вопросы организации работы в клинико-диагностической лаборатории (директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях,  положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий).

2. Система организации лабораторных исследований в соответствии с характером лечебного учреждения.

 

III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

 

1.     Современные методы лабораторной диагностики.

2.    Оценка и интерпретация результатов исследования.

3.    Работа по внедрению новых методов исследования и оборудования.

4.    Проведение экспертной опенки (экспертизы) правильности назначения и интерпретации анализов.

По общим  вопросам лабораторной диагностики:

- Правила и способы получения биологического материала для морфоло­гических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологиче­ских, серологических и других исследований; приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования; консервирование, хранение, обезвреживание и доставка биологических материалов;

- влияние терапии на лабораторные показатели; влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя и др. на результаты ла­бораторных исследований; влияние биологических факторов (возраст, пол, время года, дневные ритмы, месячный циклы и др.) на результаты лабораторных исследований.

По контролю качества лабораторных исследований:

- Внутрилабораторный, межлабораторный КК. Порядок проведения внутрилабораторного КК. Построение контрольных карт, критерии работы по контрольной карте;

- классификация ошибок, внелабораторные погрешности, внутрилабораторные погрешности, аналитические погрешности. Ошибки грубые, случай­ные, систематические;

- межлабораторный КК. Варианты межлабораторного КК, оценка работы лабораторий.

                По биохимическим исследованиям:

- Основные принципы фотометрии, спектрофотометрии, др. спектральных методов, потенциометрии с использованием ион-селективных электродов, принципы электрофореза, хроматографии;

- основные принципы и проведение иммуноферментного анализа;

- определение: белков, ферментов. углеводов, липидов, гормонов, водно-минерального обмена,  кислотно-основное состояние (КОС),  гемоглобина

                По гематологическим исследованиям:

- Эритропоэз нормобластический, мегалобластический;

- морфологическая и функциональная характеристика эритроцитов.

- обмен гемоглобина, обмен витамина В12, фолиевой кислоты;

- лейкопоэз. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга;

- энзимопатии эритроцитов. Гемоглобинопатии. Иммунные и аутоиммун­ные гемолитические анемии;

- клинико-лабораторные показатели периферической крови и костного мозга

- лабораторные показатели гемолитического криза, компенсированного и декомпенсированного гемолиза. Клинико-диагностическое значение гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике гемолитических анемий;

- апластические анемии, этиология, патогенез. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в зависимости от стадии заболевания;

- агранулоцитозы геморрагические диатезы, гемофилии, тромбоцитопении, геморрагиче­ский васкулит. Этиология, патогенез, классификация. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга, коагулограмм. Клинико-диагностическое значение исследования гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике геморрагических диатезов;

- изменение крови и костного мозга при различных патологических со­стояниях.

По общеклиническим исследованиям:

- Способы сбора мокроты, получе­ния биоматериала при бронхоскопии, пункции легкого, приготовление препа­ратов для лабораторного исследования. Ис­следование физических, химических свойств мокроты. Морфологическое и бактериоскопическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов. Клинико-диагностическое значение резуль­татов исследования;

- клинико-диагностическое значение фракционного дуо­денального зондирования. Исследование дуоденального содержимого для оп­ределения желчеобразовательной функции. Физические и химические свойства желчи, значение микроскопического исследования;

- копрологическое исследование, условия получения материала. Физические и химические свойства кала. Кли­нико-диагностическое значение микроскопического исследования кала. Тех­ника приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопиче­ского исследования, проведения микрохимических реакций для дифференци­альной диагностики расщепленного жира;

- получение материала для исследования органов мочевыделительной системы;

- физические свойства мочи, химические исследования мочи. Принципы методов обнаружения и определения белка, клиническое значение. Принципы методов обнаружения и определения в моче глюкозы и др. сахаров, клиниче­ское значение. . Принципы методов обнару­жения кетоновых тел;

- микроскопия осадка, принцип отбора мочи для центрифугирования. Мор­фология эпителия мочевыводящих путей, эритроцитов, лейкоцитов в норме и при патологии;

- определение физических и хими­ческих свойств спинномозговой жидкости, морфология клеточных элементов. Клинико-диагностическое исследование ликвора;

- получение материала при заболевании женских половых органов. Определение в вагинальном отделяемом степени чистоты, трихомонад, гоно­кокков, дрожжеподобных грибков, элементов воспаления. Клинико-диагно­стическое значение результатов исследования;

- морфологическое исследование клеточного состава сока предстательной железы и семейной жидкости. Клиническое значение результатов исследования.

         По паразитологическим исследованиям:

- Основные морфологические характеристики гельминтов;

- особенности дифференциальной диагностики различных видов гельмин­тов и их яиц;

- паразиты малярии, вид, стадии развития;    

- морфология малярийных паразитов;

- возбудители заболеваний: венерических, грибковых, кожных;

- простейшие - вид, стадии развития, морфология;

- заболевания, вызванные простейшими;

- дифференциальная диагностика паразитов.

         По иммунологическим исследованиям:

- антиген-неспецифические факторы иммунной реактивности организма;

- фагоцитарная система;

- естественные киллерные клетки;

- Т- и В-клеточная система иммунитета;

- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;

- гормоны и цитокины иммунного ответа;

- регуляция иммунной системы;

- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;

- онтогенез иммунной системы;

- изоантигены системы крови и антитела к клеткам крови;

- врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;

- аллергия и атопические заболевания;

- методы оценки иммунного статуса;

- лабораторные методы исследования иммунной системы:

- исследование антиген-неспецифического клеточного и гуморального им­мунитета;

-исследование Т- и В-лимфоцитов и продуктов их жизнедеятельности.

 

III.  ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):

 

                Пообщимвопросамдиагностическойработы:

- Поставить лабораторный диагноз и провести дифференциальный диаг­ноз, использовав клинические и дополнительные методы исследований;

- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения;

- провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и патолого-анатомическим диагнозом, выявить ошибки и разработать мероприя­тия по улучшению качества диагностической работы;

- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитоло­гических), биохимических, иммунологических, генетических и других иссле­дований;

- организовать работу среднего медицинского персонала;

- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-ме­тодов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях);

- оценить результаты исследования и сформулировать заключение (по­ставить лабораторный диагноз);

- определить необходимость дополнительного обследования больного;

- оформить документацию, предусмотренную нормативными докумен­тами МЗ РФ;

- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.

По биохимическим исследованиям:

- Получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для исследования;

- приготовить реактивы; обработать химическую посуду; построить калибровочные кривые;

- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.);

- адаптировать реактивы для используемой аппаратуры.

- выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, изменения водно-минерального, кислотно-основного состояния, си­стемы гемостаза и др.;

- оценить результаты биохимических исследований;

- проводить контроль качества лабораторных исследований;

- составить программу лабораторной диагностики и дифференциации для больных при плановом обследовании и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.);

- владеть методами ориентировочной и расширенной коагулограммы;

- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемо­стаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена;

- диагностировать коагулопатии;

- интерпретировать лабораторные показатели нарушения гемостаза при заболеваниях печени, желудочно-кишечного тракта и других органов;

- оценивать эффективность лечения непрямыми антикоагулянтами, гепа­рином, дезагрегантами, тромболитическими, фибринолитическими средства­ми и другими препаратами;

- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показа­телей.

По гематологическим исследованиям:

- Взять материал для химического и микроскопического исследования, при­готовить, фиксировать и окрасить гематологические препараты;

- идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты, сфероциты, микроциты, мегалоциты и другие формы эритроцитов. Идентифицировать гипохромию, гиперхромию, анизоцитоз, пойкилоцитоз. Обнаружить в окра­шенных мазках включения в эритроциты: базофильной пунктации, телец Жолли, колец Кебота. Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую субстанцию в ретикулоцитах. Оценить результаты, дать заключение;

- идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды лейко­цитов. Провести подсчет лейкоцитарной формулы. Дифференцировать элемен­ты эритро- и лейкопоэза в мазках костного мозга;

- дать морфологическую характеристику изменений эритроцитов, подсчитать миелограмму, оценить результаты;

- провести исследование гемограммы при острых и хронических лейкозах, оценить полученные результаты;

- провести исследование гемограммы при анемиях, оценить по­лученные результаты;

- исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов мегакариоцитарного костного мозга и морфологию тромбоцитов в крови. Оценить по­казатели гемопоэза;

- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических инфекционных, опухолевых и других заболеваниях;

- определить критерии эффективности лечения гематологических заболе­ваний;

- диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику лаборатор­ных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе.

По общеклиническим исследованиям:

- Взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- выбрать диагностическую программу, описать свойства мокроты, об­наружить патологические примеси в мокроте. Приготовить и микроскопировать нативный препарат. Микроскопия окрашенных препаратов, идентифи­кация клеточных элементов, микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные результаты;

- описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной со­ляной кислоты, обшей кислотности желудочного сока, определить пепсин с помощью беззондовых методов. Оценить полученные результаты:

- микроскопировать желудочное содержимое в нативном и окрашенном препаратах. Различить элементы застойной пищи и флоры. Оценить получен­ные результаты;

- определить относительную плотность, концентрацию, рН желчи. Микроскопировать дуоденальное содержимое, приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллов (соли). Провести микро­химические реакции для дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот.

- выявить лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию кала (рН), диагностировать скрытое кровотечение, скрытое воспаление, обнаружить стер-кобилин и билирубин. Оценить полученные результаты;

- определить в моче количество глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, билирубин, желчные кислоты, уробилиноген, эритро­циты, гемоглобин, индикан, дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточ­ные элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в осад­ке дрожжевые клетки и мицелии, в окрашенных препаратах - туберкулезные микобактерии. Оценить полученные результаты;

- выбрать диагностическую программу, описать патологические призна­ки спинномозговой жидкости. Дифференцировать клеточные элементы в счетной камере, микроскопировать окрашенные препараты. Оценить полученные результаты;

- поставить пробу Ривальта, определить коли­чество белка, микроскопировать нативные препараты, дифференцировать кле­точные элементы и окрашенных препаратах. Оценить полученные результаты;

По паразитологическим и микробиологическим исследованиям:

- Взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- идентифицировать в различном биологическом материале яйца гель­минтов, простейшие;

- дифференцировать вид малярийных паразитов в толстой капле и маз­ках периферической крови;

- диагностировать возбудителей кожно-венерических заболеваний: блед­ную трепонему, возбудителя мягкого шанкра, гонококков, трихомонад, хламидий, гарднарелл и др.; возбудителей грибковых заболеваний;

- интерпретировать результаты исследований биологического материа­ла, составить программу обследования.

По иммунологическим исследованиям:

- Взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- определить группу крови и резус-фактор;

- проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях;

- определить иммунный статус организма;

- определить клеточный и гуморальный иммунитет;

По медико-генетическим исследованиям:

- Взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- провести диагностику по половому хроматину;

- определить Х и Y хромосомы;

- исследовать кариотип;

- культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа;

- приготовить препараты культуры лимфоцитов.

 

Составители:

Арипов А.Н. (Специалист по лабораторной службе МЗ РУз.).

 

Комиссия использовала:

1.      Квалификационные характеристики прошлых лет.

2.      Материалы сайтов Интернета.

3.      Опыт кафедры клинической лабораторной диагностики ТашИУВ.

4.    Учебные пособия кафедры клинической лабораторной диагностики РМА последипломного образования.


Тип документа:  Квалификационная характеристика
Сохранить в формате pdf |