О министерстве Документы Учреждения Новости Мероприятия Проекты ИКТ Оnline услуги

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – неонатология Главная

17 марта 2009

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – неонатология

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – неонатология

 

В соответствии с требованиями специальности неонатология, врач должен знать и уметь:

 

I.ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:

 

1. Основы законодательства Республики Узбекистан в области охраны здоровья
граждан,    управления    здравоохранением,    ответственности медицинских,     работников, их льгот и гарантий. Нормативно-правовые акты    Министерства здравоохранения РУз.   в форме приказов, положений, правил и инструкций, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения и их служб.

2. Государственные программы и документы, регламентирующие охрану материнства и детства.

3.Общие вопросы организации неонатологической помощи в республике.

4. Рождаемость,   обеспечение рождения здорового ребенка (интервал между родами,   социальные аспекты   здоровья беременных).

5.    Перинатальная, ранняя неонатальная и неонатальная    смертности,     причины   и   профилактика.

6. Организация лечебно-профилактической помощи   женщинам   и   новорожденным. Организация антенатальной охраны плода.

7. Организация и принципы работы отделений новорожденных в   родовспомогательных учреждениях (приказ МзРУз №500);

- организация и принципы работы отделений для   патологии   новорожденных детей, хирургии новорожденных;

- организация и принципы работы отделений для выхаживания   недоношенных детей;

- организация службы реанимации и интенсивной терапии для   новорожденных и недоношенных детей в родильном доме.

8. Анатомия и топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология новорожденных детей.

9. Причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития.

10. Методы обследования, показания и противопоказания к обследованию новорожденных.

11. Общие вопросы генетики и иммунологии в неонатологии (скрининг матери и ребенка).

12. Симптоматика перинатальных и неонатальных заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение; симптоматику пограничных состояний новорожденных.

13. Показания и противопоказания к переводу в другие специализированные стационары.

 14. Транспортировка больных новорожденных, недоношенных детей (по сроку гестации).

15. Принципы грудного вскармливания и ухода за новорожденными.

16. Основы иммунопрофилактики, течения поствакционального периода и мероприятия при поствакциональных осложнениях.

17. Международные стандарты лечения заболеваний новорожденных.

18. Основы фармакотерапии в неонатологии.

19. Проведение диспансеризации больных, анализ ее эффективности. Реабилитация больных новорожденных, ее принципы.

20.Санитарно-просветительная работа среди населения.

 

П. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:

 

1. Прогнозировать   и   проводить   мероприятия   по коррекции   состояния новорожденного, родившегося в асфиксии, клиника   внутричерепной    родовой   травмы, синдром аспирации меконием с учетом особенностей протекания родов у матери.

2. Провести первичную реанимацию новорожденных и недоношенных   детей, родившихся в асфиксии по рекомендациям ВОЗ/ЮНИСЕФ.

3. Работать       с       оборудованием,       лечебной       и   контрольно-диагностической    аппаратурой    (кувезами,    лампами   лучистого   тепла   и  фототерапии, аппаратами ИВЛ, различными   мониторами и др.).

 4. Определить необходимость и применить дополнительные методы обследования (лабораторных, УЗИ, рентгенологических,   функциональных   и др.) и интерпретировать их результаты, получить информацию озаболевании выявить общие и специфические признаки, установить диагноз и определить тактику лечения и реабилитации новорожденных.

5. Определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, провести дифференциальную диагностику, установить диагноз, обосновать план и тактику ведения больного, предусмотреть возможные осложнения. Определить показания к госпитализации новорожденных детей в отделения патологии новорожденных.

6. Осуществлять   наблюдение   и   ведение   новорожденных   на   педиатрическом участке; патронаж; назначение профилактических и   общеоздоровительных мероприятий.

7. Выполнять мероприятия по диспансеризации детского населения;

8. Оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.

 9. Провести анализ перинатальной и неонатальной смертности.  

 10. Проводить санитарно-просветительную работу среди родильницы. 

 

III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

 

Врач-неонатолог должен знать:

-          иммунологические взаимоотношения матери и плода;

-           роль плаценты;     

-           диагностику пороков развития у плода;

       - влияние    различных    факторов      (физических,   химических, биологических и др.) в различные сроки беременности на   внутриутробное развитие плода;

       - влияние осложнений течения беременности на плод и новорожденного;

       - влияние   поздних   токсикозов   на   уровень перинатальной   смертности;

       - иммунологическую несовместимость матери и плода;

       - влияние курения и алкоголя на плод;

       - перинатальную смертность и заболеваемость новорожденных у   курящих матерей;

       - алкогольные эмбриофетопатии;

       - проницаемость лекарственных препаратов   через   плаценту;

 - влияние  на плод некоторых лекарственных препаратов при лечении   заболеваний матери во время беременности;

       - перенашивание беременности и его влияние на плод и на новорожденного;

       - многоплодную беременность, ее влияние на плод и новорожденного;

       - основные методы, используемые для определения состояния плода и его заболеваний;

       - роль вирусных инфекций в перинатальной патологии;

       - физиологию и патологию плода в интранатальном периоде;

       - влияние патологии родового акта у матери на плод и новорожденного (преждевременная отслойка плаценты, острая кровопотеря, быстрые   или затяжные роды, оперативные вмешательства);

       - профилактику гипоксии плода и асфиксия новорожденного;

       - оценку новорожденного по шкале Апгар и Сильвермана;

       - уход за новорожденным ребенком;

       - пограничные состояния новорожденных;

       - метаболические особенности периода адаптации;

       - особенности ухода за недоношенным ребенком;

       - дети малого веса при рождении;

       - группы новорожденных высокого риска;

       -принципы грудного вскармливания


2. Неонатолог должен знать клинику следующих неотложных состояний: тяжелая асфиксия, врожденные аномалии, требующие хирургической помощи (атрезия пищевода, дифрагмальная грыжа и др.), внутричерепные родовые травмы, врожденные травмы спинного мозга, СДР, а также уметь оказывать срочную помощь.

3. Установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих
заболеваниях:

- Осложнения пограничных состояний;

- асфиксия;

- гипоксически-ишемическая энцефалопатия;

- внутричерепная родовая травма новорожденных;

- желтухи новорожденных;

- гемолитическая болезнь новорожденных;

- задержка внутриутробного развития, малый вес;

- недоношенность;

- неинфекционные      поражения     легких     (идиопатический   респираторный дистресс-синдром, аспирационный синдром); ателектазы;

- отечно-геморрагический синдром;

- болезнь гиалиновых мембран;

- инфекционные поражения органов дыхания у новорожденных, классификация пневмонии;

- пневмонии у недоношенных детей;

- заболевания сердца (врожденные, пороки сердца, субэндокардиальный фиброэластоз, миокардиты и др.);

- заболевания пищеварительной системы (дисбиоциноз, синдромы   нарушенного кишечного всасывания, энтероколиты и др.);

       - воспалительные заболевания почек и мочевыводящих   путей   (первичные   и   вторичные пиелонефриты, вульвовагиниты, фимоз,   баланиты);

       - нарушения эндокринной системы (заболевания щитовидной и   паращитовидных желез, поражения   надпочечников,   диабетическая   фетопатия и др.);

       - заболевания органов кроветворения   (анемии различной этиологии: врожденные, постгеморрагические, постгемолитические при   инфекционных заболеваниях);

       - нарушение системы гемостаза (геморрагическая болезнь новорожденных, синдром   диссеминированного внутрисосудистого   свертывания,    тромбоцитопении,   врожденный   дефицит   факторов   свертывания крови);

       - анемии у недоношенных детей;

- наследственные   заболевания (врожденная гиперплазия коры   надпочечников, фенилкетонурия, галактоземия, муковисцидоз и др.);

- локализованные   формы   гнойно-воспалительных   заболеваний   (везикулопустулез, пузырчатка, мастит, парапроктит, конъюнктивит, дакриоцистит, омфалит, дерматит Риттера и др.);

-    тяжелые формы гнойно-воспалительных заболеваний (флегмона, гнойный лимфаденит, гнойный паротит, остеомиелит, стафилококковые   поражения легких, язвенно-некротический энтероколит, перитонит,   сепсис);

-    особенности    течения    гнойно-септических    инфекций   у   недоношенных детей (местные гнойные процессы, сепсис);

-    цитомегалия, клинические формы и лечения;

-    листериоз, клиника, дифференциальный диагноз;

-    токсоплазмоз, клиника и лечения;

- гипотрофию: внутриутробную и приобретенную

- врожденные аномалии и пороки развития.

3. Проводить дифференциальную диагностику заболеваний перинатального и неонатального периода.

 

IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):

 

1. Исследовать и оценить основные физиологические рефлексы и черепно – мозговую иннервацию у новорожденных детей, осуществлять реанимацию новорожденных (АВС-реанимация) с применением ИВЛ, проведение гипербарической оксигенации, осуществлять проведение спинномозговой (желудочковой) пункции, плевральной пункции, пункции крупных сосудов с использованием внутривенных вливаний, заменное переливание крови, кранио-церебральную гипотермию.

2. Обеспечить реализацию грудного вскармливания для новорожденных детей

3. Дать правильную интерпретацию результатов рентгенологических, ультразвуковых методов исследования органов дыхания, кровообращения, желудочно–кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей, сопоставляя их с дифференциально – диагностической целью.

 

Составители:

Ахмедова Д.И. (главный педиатр МЗ РУз)

Усманова М.С. (специалист ГУОМиД),

Рахматуллаев А.К. (гл.дет.кардиоревматолог МЗ РУз), 

Абсадикова Ф.Т. ( гл.дет.фтизиатр МЗ РУз),

Солиев Б.Х. (гл.дет.кардиохирург МЗ РУз),

Исмаилова М.А. (доцент каф. неонатологии ТашПМИ),

Агзамходжаев Т.С. (гл.дет. анестезиолог-реаниматолог МЗ РУз),

Хужанов А.А. (гл.дет.травматолог-ортопед МЗ РУз),

Султанов С.Н. (гл.акушер-гинеколог МЗ Руз),

Ли М.А. (гл.дет.гинеколог МЗ РУз).

 

Комиссия использовала:

1.    Квалификационные характеристики прошлых лет.

2.    Данные 10-й МКБ.

3.    Работы ученых в области неонатологии Узбекистана, России др.стран.

4.    Материалы ВОЗ, ЮНИСЕФ.

5.    Материалы ряда сайтов Интернета.

6.    Статистические формы отчетности.

7.    Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.

8.    Гос.образовательный стандарт высшего медицинского образования.

9.    Квалификационные характеристики магистров медицины.

 


Тип документа:  Квалификационная характеристика
Сохранить в формате pdf |