О министерстве Документы Учреждения Новости Мероприятия Проекты ИКТ Оnline услуги

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – педиатрия. Главная

17 марта 2009

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – педиатрия.

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – педиатрия.

           

В соответствии с требованиями специальности педиатрия, врач должен знать и уметь:

 

I.ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:

 

       1. Основы законодательства Республики Узбекистан в области охраны здоровья
граждан, управления здравоохранением, ответственности медицинских, работников, их льгот и гарантий. Нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения РУз   в форме приказов, положений, правил и инструкций» определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения и их служб.

       2. Государственные программы и документы, регламентирующие охрану материнства и детства.

3.Общие вопросы организации педиатрической помощи в республике.

4. Особенности анатомии, нормальной и патологической физиологии детского возраста.

5. Закономерности физического и психомоторного развития детей.

6. Гигиенические основы воспитания и закаливания детей.

7. Общие вопросы генетики и иммунологии в педиатрии.

8. Причины возникновения патологических процессов в организме детей различного возраста, механизмы их развития.

9. Симптоматика заболеваний, их профилактика, диагностика и лечение.

10. Методы обследования больного, показания и противопоказания к их проведению.

11. Санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия по   охране здоровья детей, противоэпидемические мероприятия в случае   возникновения очага инфекции;

12. Питание и кормление здоровых и больных детей.

13. Основы педиатрической фармакотерапии. Механизм действия   основных групп лекарственных веществ; показания и противопоказания   к их применению; осложнения, вызванные их применением;

14. Стандарты диагностики и лечения болезней детского возраста.

15. Реабилитация больных и детей-инвалидов.

16. Санитарно-просветительная работа среди населения.

 

П. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:

 

1. Правильно оценить физическое и нервно-психическое развитие   ребенка;

-   оценить школьную зрелость;

- оценить детей по принадлежности к группам здоровья, дать   рекомендации по воспитанию и вскармливанию;

- выделить детей группы риска;

- владеть методами пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний;

- получить информацию о здоровом и больном ребенке.

2. Применить и провести объективные методы обследования.

3. Пользоваться необходимой медицинской аппаратурой (антропометрический набор, гемометр, аппарат для измерения   артериального давления, желудочный и дуоденальный зонды, система для инфузионной терапии, транспортные шины, аппаратура для ингаляции, электроотсос, дыхательный мешок "Амбу", кислородная палатка, интубационные трубки, дренажные системы и   др.). 

3. Врач-педиатр должен определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, провести дифференциальную диагностику, установить диагноз, обосновать план и тактику ведения больного, предусмотреть возможные осложнения:

     - клиническая оценка результатов лабораторных и специальных методов диагностики;

     - морфологические, биохимические, серологические показатели крови, мочи, мокроты, испражнений, спинно-мозговой жидкости;

     -результаты микробиологических, вирусологических,иммунологических исследований;

     - показатели коагулограммы, кислотно-щелочного состояния;

     - данные   функционального   исследования   органов   дыхания,   сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, печени,   почек и других внутренних органов;

     - показатели функции внешнего дыхания;

     - данные ЭКГ, ФКГ, реовазографии;

     - данные ультразвукового исследования различных органов;

     - данные   рентгенологического исследования органов грудной   клетки, брюшной полости, черепа и др.;

     - данные специальных исследований центральной и вегетативной   нервной системы;

     - осуществить    экстренные    противоэпидемические   меры   и   мероприятия при экстренных ситуациях;

     - определить показания к госпитализации и организовать ее;

     - определить степень нарушения гомеостаза и применить меры к   его нормализации.

4. Оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.

5. Составить   план   своей   работы и среднего медицинского   персонала.

6. Составить отчет о работе за год и провести анализ этой работы.

7. Провести анализ детской смертности.

     

III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

 

1.Должен знать профилактику, диагностику, клинику и   лечение при следующих неотложных состояниях:

       - клиническая смерть (остановка сердца, остановка дыхания);

       - синдром внезапной смерти;

       - острая дыхательная недостаточность. Приступ апноэ. Асфиктический синдром. Синдром крупа. Обструктивный синдром. Астматический статус. Отек  легкого. Синдром   внутригрудного напряжения (пневмоторакс, эмпиема плевры, пиопневмоторакс);

       - острая сосудистая недостаточность: обморок, коллапс, шок;

       - гипертензивные и гипотензивные кризы; острая сердечная и сосудистая   недостаточность. Одышечно-цианотический приступ. Приступ Морганьи-Адамса-Стокса. Приступы пароксизмальной тахикардии, мерцательной аритмии;

       - острая печеночная недостаточность;

       - острая почечная недостаточность. Острая задержка   мочи.   Почечная колика;

       - острая надпочечниковая недостаточность;

       - нейротоксикоз. Эксикоз;

       - гипертермический синдром;

       - энцефалические реакции. Отек-набухание головного мозга. Судорожный синдром;

       - острые аллергические реакции (анафилактический шок, отек   Квинке и др.);

       - отравления. Травмы (переломы, вывихи и др.);

       - электротравма, поражение молнией;

       - ожоги, отморожения. Утопление. Удушение;

       - инородные тела;

       - острый живот (аппендицит, перитонит, инвагинация кишечника, приступы острого панкреатита, калькулезного холецистита и др.);

       - кровотечения (носовые, легочные, желудочно-кишечные и др.);

       - диабетическая, гипогликемическая комы;

       - вегетативно-висцеральные пароксизмы;

       - неотложные состояния при психических расстройствах.

2. Установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих
заболеваниях:

2.1. Основные синдромы и заболевания периода новорожденности (асфиксия, СДР, родовые травмы, гемолитическая болезнь ноаворожденных, внутриутробные инфекции, сепсис и др.), а также их осложнения и последствия.

2.2. Заболевания органов дыхания (Острые бронхолегочные заболевания: острый бронхит, острый обструктивный бронхит, бронхиолит, острый облитерирующий бронхиолит, рецидивирующий бронхит, рецидивирующий обстрк\уктивный бронхит, пневмония. Хронические заболевания органов дыхания: хронический бронхит, хроническая пневмония. Пороки развития трахеи, бронхов, легких и легочных сосудов, бронхолегочная дисплазия, группа альвеолитов (экзогенные, аллергический альвеолит, токсический и идиопатический фиброзирующий альвеолит). Плевриты. Легочная форма муковисцидоза).

2.3. Болезни сердца и сосудов (Ревматизм. Приобретенные пороки сердца. Неревматические кардиты. Врожденные пороки сердца. Нарушение ритма. Сосудистые дистонии. Сердечно-сосудистая недостаточность. Диффузные болезни соединительной ткани).

2.4. Заболевания органов пищеварения у детей (Хронический гастрит, дуоденит, энтероколит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона. Заболевания печени и желчевыводящей системы: хронические гепатиты, циррозы, дискинезии желчевыводящих путей, хронические холециститы и холангиты. Острый и хронический панкреатит. Заболевания с синдромом мальабсорбции (лактозная недостаточность, глютеновая энтеропатия, непереносимость белков коровьего молока, экссудативная энтеропатия, кишечная форма муковисцидоза).

2.5. Заболевания почек и мочевыводящих путей у детей (Острый и хронический гломерулонефрит. Дисметаболические нефропатии, тубулопатии. Острая и хроническая почечная недостаточность. Инфекция мочевыводящих путей. Пиелонефрит. Интерстициальный нефрит).

2.6. Иммунодефициты и аллергические заболевания (Становление и развитие иммунной системы у детей. Наследственные (первичные) и приобретенные (вторичные) иммунодефицитные синдромы и состояния. Бронхиальная астма, респираторный аллергоз. Лекарственная и пищевая аллергия).

2.7. Заболевания обмена веществ (галактоземия, фруктоземия, гликогенозы, липоидозы).

2.8. Заболевания системы кроветворения (дефицитные анемии, гипоапластические анемии, гемолитические анемии, гемофилии, лейкозы).

3. Проводить дифференциальную диагностику заболеваний.


IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):

 

1.Организация антенатальной охраны плода и медицинского обслуживания новорожденного.

2.Мониторинг роста и развития ребенка.

3.Организация питания и кормления здорового и больного ребенка.

4.Дать правильную интерпретацию и диагностическую оценку результатов
клинических, лабораторных и инструментальных методов диагностики заболеваний: органов дыхания у детей (оценка степени ДН, показателей КОС, данных рентгенологических исследований, спирографии); сердечно-сосудистой системы (оценка степени ССН и его разновидность, подбор и расчет сердечных гликозидов, анализ данных ЭхоКГ, расшифровка ЭКГ, КИГ); органов пищеварения (проведение и оценка результатов фракционного исследования желудочного и дуоденального зондирования; анализ данных УЗИ, ЭФГДС, рентгенографии ЖКТ); заболеваний почек и мочевыводящих путей (рентгенография, урография, УЗИ); имунодефицитных и аллергологических заболеваний (расшифровка иммуннограмм, постановка специфических аллергологических проб и их оценка).

5. Подбор и расчет схем лечения и дозировок лекарственных препаратов при лечении заболеваний у детей различных возрастов.

 

Составители:

Ахмедова Д.И. (главный педиатр МЗ РУз)

Усманова М.С. (специалист ГУОМиД МЗРУз),

Рахматуллаев А.К. (гл.дет.кардиоревматолог МЗ РУз), 

Махмудова Д.И. (гл.дет.инфекционист МЗ РУз),

Шамсиев Ф.М. (гл.дет.пулмонолог МЗ РУз),

Абсадикова Ф.Т. ( гл.дет.фтизиатр МЗ РУз),

Солиев Б.Х. (гл.дет.кардиохирург МЗ РУз),

Агзамходжаев Т.С. (гл.дет. анестезиолог-реаниматолог МЗ РУз),

Хужанов А.А. (гл.дет.травматолог-ортопед МЗ РУз).

 

Комиссия использовала:

1.Квалификационные характеристики прошлых лет.

2.Данные 10-й МКБ.

3.Работы ученных в области педиатрии Узбекистана, России и других стран.

4.Материалы ВОЗ/ЮНИСЕФ

5.Материалы ряда сайтов Интернета.

6.Статистические формы отчетности.

7.Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.

8.Гос.образовательный стандарт высшего медицинского образования.

9.Квалификационные характеристики магистров медицины.


Тип документа:  Квалификационная характеристика
Сохранить в формате pdf |