О министерстве Документы Учреждения Новости Мероприятия Проекты ИКТ Оnline услуги

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – детская неврология. Главная

17 марта 2009

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – детская неврология.

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – детская неврология.

 

В соответствии с требованиями специальности детская неврология, врач должен знать и уметь:

I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:

 

1.      Основы законодательства Республики Узбекистан в области охраны здоровья граждан, управления здравоохранением, ответственности медицинских работников, их льгот и гарантий. Нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения РУ, в форме приказов, приложений, правил и инструкций, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения и их служб.

2.      Общие вопросы организации неврологической помощи в республике.

3.      Анатомию и топографическую анатомию, нормальную и патологическую физиологию центральной, периферической и вегетативной нервной систем.

4.      Причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития.

5.      Симптоматику неврологических заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение; симптоматику пограничных состояний в детской неврологии.

6.      Методы обследования неврологического больного, включая радиоизотопные, рентгенорадиологические и ультразвуковые, показания и противопоказания к обследованию.

7.      Общие вопросы генетики и иммунологии в неврологии.

8.      Основы фармакотерапии в клинике нервных болезней, включая применение антибиотиков и гормонов. Применение физиотерапии, лечебной физкультуры и хирургического лечения. Показания и противопоказания к их назначению. Принципы диетотерапии.

9.      Вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы. Проведение диспансеризации больных, анализ ее эффективности. Реабилитация больных неврологического профиля, ее принципы. Санитарно-просветительная работа среди населения.

 

II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:

 

1.      Применить объективные методы обследования, получить информацию о заболевании, выявит общие и специфические признаки, установить топический диагноз и неврологический синдром.

2.      Собрать необходимые сведения о течении беременности, характере родов, двигательном, психическом и речевом развитии ребенка.

3.      Выделить факторы риска из генеалогического, акушерского, эпидемиологического, социального анамнеза, составить родословную.

4.      Применять объективные методы обследования нервной системы больного ребенка. Оценить тяжесть состояния больного ребенка, принять необходимые меры для выведения его из этого состояния, оказать срочную помощь при неотложных состояниях, определить показания к госпитализации, организовать ее.

5.      Определить необходимость специальных методов исследования.

6.      Выделить клинические синдромы заболевания, провести топическую и дифференциальную диагностику неврологического заболевания, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного.

7.      Оценить данные морфологического, биохимического исследования крови и ликвора, офтальмологического, отоневрологического исследований, контрастных методов рентгенографии, радиоизотопной и ультразвуковой диагностики.

8.      Осуществлять мероприятия по реабилитации больных.

9.      Оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению РУ.

10. Провести санитарно-просветительную работу.

11. Составить отчет о своей деятельности.

 

III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

 

1.      Специалист детский невролог должен знать профилактику, диагностику, клинику неврологических заболеваний и уметь оказать первую помощь при неотложных состояниях (острая кровопотеря, травматический шок, мозговая кома, сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность, коллапс.

2.      Установить диагноз и провести лечение при следующих заболеваниях:

Пре- и перинатальные поражения нервной системы (микроцефалия, черепно-мозговые и спинномозговые грыжи, перинатальные энцефалопатии, натальные травмы спинного мозга и нервной системы).

Инфекционные и инфекционно-аллергические поражения нервной системы ( менингиты, арахноидиты, энцефалиты, миелиты, острый полиомиелит и полиомиелитоподобные заболевания, полирадикулоневриты и мононевриты, поражение нервной системы при туберкулезе, сифилисе, токсоплазмозе, гриппе, ботулизме, столбняке, ревматизме и др. коллагенозах, демиелинизирующие заболевания).

Травматические поражения нервной системы (черепно-мозговая травма, спинномозговая травма, травматические повреждения переферической нервной системы)

Опухоли и опухолеподобные заболевания (опухоли головного и спинного мозга, опухоли периферической нервной системы, сирингомиелия и сирингобульбия)

Заболевания вегетативной нервной системы (гипоталамические синдромы, вегетативно-сосудистые дистонии, мигрень, синкопальные состояния, соляриты, ганглиониты, вегетативный полиневрит, болезнь Рейно.

Детские церебральные параличи

Поражение нервной системы при хромосомных болезнях.

Наследственные нейромышечные заболевания (миопатии, спинальные и невральные амиотрофии, миастения, миастенические кризы)

Наследственные болезни с преимущественным поражением экстрапирамидной системы, спинного мозга, факоматозы, поражение нервной системы при наследственных болезнях обмена.

Эпилепсия и другие судорожные состояния.

Неврозы и неврозоподобные состояния.

Неотложные состояния в детской неврологии (острые ликвородинамические нарушения, энцефалические реакции и отек головного мозга, эпилептический статус, нарушение внешнего дыхания, мозговая кома, острые нарушения мозгового кровообращения (геморрагические и ишемические инсульты), бытовые отравления

Смежная патология.

Психиатрия (олигофрения и задержка психического развития, нарушение формирования характера, неотложные состояния).

Педиатрия (рахит, гипотрофия, анемия, острый лейкоз, геморрагнический васкулит, крапивница, отек Квинке, неотложные состояния).

Ортопедия (мышечная кривошея, врожденные косолапость и вывих бедра, сколиоз и кифоз позвоночника).

Офтальмология (аномалии рефракции, косоглазие).

Инфекционно-токсический шок, менингококкциемия, столбняк, бешенство.

 

IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):

 

1.      Делать люмбальную пункцию и дать диагностическую оценку результатам ликворологического исследования.

2.      Дать правильную интерпретацию и диагностическую оценку результатов рентгенологического исследования черепа и позвоночника, пневмоэнцефалографического исследования и церебральной ангиографии, электроэнцефалографии и реографии, доплерографического исследования магистральных сосудов на шее, эхоэнцефалографии, состояния электровозбудимости мышц и электромиографии, КТ и МРТ головного мозга, картины глазного дна и исследований полей зрения.

 

Составитель:

Шомансуров Ш.Ш. (гл. дет. невролог МЗ РУ)

 

Использованы:

1.    Квалификационные характеристики прошлых лет.

2.     Данные 10-й МКБ.

3.     Опыт кафедры невропатологии детского возраста ТашИУВ.

4.     Работы ученых в области неврологии Узбекистана, России и Казахстана.

5.     Консультации работников ВОЗ.

6.     Материалы сайтов Интернета.

7.     Статистические формы отчетности.

8.     Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.

9.     Гос. образовательный стандарт высшего медицинского образования.

10.   Квалификационные характеристики магистров медицины.


Тип документа:  Квалификационная характеристика
Сохранить в формате pdf |