О министерстве Документы Учреждения Новости Мероприятия Проекты ИКТ Оnline услуги

О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству Главная

28 июля 2012

О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству

Указ

Президента Республики Узбекистан

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ КАРДИНАЛЬНОМУ УЛУЧШЕНИЮ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ БОЛЬШЕЙ СВОБОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 29, ст. 328)

Отметить, что за последние годы в Узбекистане принят широкий комплекс мер по последовательному продвижению по пути углубления рыночных реформ и либерализации экономики, улучшению деловой среды, развитию конкуренции, стимулированию ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

В рамках реализации утвержденной Программы мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011-2015 годы только в течение последнего года реализованы конкретные меры по предоставлению большей свободы предпринимательству, обеспечению приоритета и усилению правовой защиты частной собственности, сокращению вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

На законодательном уровне введен принцип приоритета прав предпринимателей во взаимоотношениях субъектов предпринимательства с государственными, правоохранительными и контролирующими органами.

Существенно упрощены и удешевлены процедуры регистрации субъектов предпринимательства, подключения их к инженерно-коммуникационным сетям, таможенного оформления экспортных товаров. Введен порядок, запрещающий проведение плановых налоговых проверок субъектов малого бизнеса в течение трех лет с момента их регистрации. Установлен новый, более совершенный, открытый и прозрачный механизм государственных закупок, при котором предпочтение отдается субъектам малого бизнеса. Начался поэтапный перевод всех субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства на электронную систему сдачи налоговой и финансовой отчетности.

На республиканском и региональном уровнях введена система ежеквартальных индикаторов оценки масштабов либерализации и модернизации экономики, уровня формирования в стране делового климата.

В результате по сравнению с 2000 годом доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте возросла с 31 до 54 процентов, численность занятых в этой сфере увеличилась за этот период более чем в 2 раза и на ее долю приходится свыше 75,1 процента занятых в отраслях экономики. В настоящее время в негосударственном секторе создается 82,5% ВВП, 91% промышленной продукции и почти вся продукция сельского хозяйства.

Вместе с тем современное состояние деловой среды, условия ведения бизнеса еще не в полной мере отвечают требованиям и принципам свободной рыночной экономики, общепринятым международным нормам и стандартам. Все еще не устранена излишняя регламентация предпринимательской деятельности, в отраслях и секторах экономики продолжают действовать громоздкие, затратные, непрозрачные административные процедуры, не изжиты бюрократические барьеры и препоны.

Требуется, как это принято в современной международной практике, дальнейшее упрощение, удешевление и сокращение количества регламентирующих процедур, повсеместное широкое внедрение бесконтактных электронных форм взаимоотношений между государственными, контролирующими органами и субъектами предпринимательства.

В целях кардинального улучшения деловой среды, создания наиболее благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, сокращения, упрощения и повышения уровня прозрачности всех видов процедур, связанных с деятельностью предприятий, внедрения общепринятой в мировой практике системы критериев оценки условий ведения бизнеса и на этой основе дальнейшего повышения международного рейтинга уровня делового и инвестиционного климата страны:

1. Принять к сведению, что министерствами экономики и финансов, Центральным банком Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами и структурами в соответствии с принятой Всемирным банком и его подразделением Международной финансовой корпорацией методикой формирования отчета «Ведение бизнеса» проведена большая работа по факторному анализу состояния деловой среды и введению оценочных критериев и показателей, определяющих страновой рейтинг.

2. Определить важнейшими задачами современного этапа дальнейшего углубления рыночных реформ и либерализации экономики:

кардинальное улучшение делового климата в стране, создание еще более благоприятных условий для ускоренного развития предпринимательской деятельности, повышение доли частной собственности в развитии экономики за счет совершенствования законодательства, направленного на усиление защиты прав предпринимателей, дальнейшей ликвидации бюрократических барьеров, сокращения и упрощения регистрирующих и разрешительных процедур, совершенствования налогового и таможенного администрирования, системы учета и отчетности;

широкое внедрение общепринятых в мировой практике международных критериев оценки условий ведения бизнеса и достижение высоких показателей в оценках ведущих международных финансово-экономических и рейтинговых организаций;

дальнейшее углубление конкуренции на внутреннем рынке, создание для всех субъектов предпринимательства, независимо от форм собственности и организации их деятельности, равных условий ведения бизнеса, широкого доступа на рыночных принципах к материально-сырьевым и кредитным ресурсам, участие в государственных закупках, тендерных торгах на реализацию продукции и осуществление подрядных работ;

обеспечение широкого перехода на электронную систему, включая Интернет, предоставления статистической, финансовой и налоговой отчетности, уплаты налогов и обязательных платежей, осуществления регистрационных и разрешительных процедур, выделения земельных участков и подключения к инженерно-коммуникационным сетям, а также кредитования субъектов предпринимательства, исключающую прямые контакты между государственными, контролирующими органами и субъектами предпринимательства, бюрократическую волокиту и коррупцию.

3. Ввести с 1 августа 2012 года конкретные нормы и меры, направленные на дальнейшее улучшение условий для предпринимательской деятельности, согласно приложению № 1.

Кабинету Министров, руководителям комплексов Кабинета Министров, министерств и ведомств – ответственным исполнителям, указанным в приложении № 1, в срок до 1 августа 2012 года привести нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим пунктом Указа.

4. Утвердить Программу комплексных мер по совершенствованию законодательства и реализации мероприятий, направленных на дальнейшее кардинальное улучшение деловой среды и предоставление большей свободы предпринимательству, вводимых в 2013-2014 годах, согласно приложению № 2.

Министерствам, ведомствам, банкам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента – ответственным исполнителям внести в установленные сроки на утверждение в Кабинет Министров предусмотренные в Программе конкретные меры. Возложить персональную ответственность за своевременное и качественное исполнение мероприятий, включенных в Программу мер, на руководителей соответствующих министерств, ведомств, органов государственной власти на местах.

Кабинету Министров установить строгий системный контроль за реализацией предусмотренных в приложении № 2 мер, ежеквартально рассматривать на своих заседаниях ход их исполнения и принимать необходимые меры по безусловному их выполнению.

5. Установить с 1 января 2013 года порядок, в соответствии с которым субъекты предпринимательства по своему выбору имеют право осуществлять в соответствующих органах государственного и хозяйственного управления следующие процедуры в электронной форме:

уплату налогов и других обязательных платежей через систему дистанционного обслуживания банковских счетов, в том числе системы «Интернет-банкинг» – Государственный налоговый комитет, Центральный банк Республики Узбекистан, коммерческие банки;

декларирование субъектами предпринимательства товаров при таможенном оформлении грузов – Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан;

регистрация прав собственности юридических лиц на недвижимое имущество по принципу «одно окно» – Госкомземгеодезкадастр Республики Узбекистан;

подача исковых заявлений и ходатайств субъектов предпринимательства в хозяйственные суды – Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан.

Узбекскому агентству связи и информатизации Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными органами оказать практическое содействие указанным судебным и государственным органам управления, коммерческим банкам во внедрении электронных форм и систем обслуживания предпринимательских структур.

Рекомендовать коммерческим банкам уменьшить не менее чем на 20 процентов размер платы, взимаемой за обслуживание счетов субъектов малого предпринимательства, осуществляющих платежи в электронной форме.

6. Кабинету Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, Центральным банком, Министерством юстиции, Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан, Национальным информационным агентством и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, другими заинтересованными структурами на регулярной основе обеспечить проведение широкой разъяснительной работы по принимаемым мерам по дальнейшему улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы для частного предпринимательства.

7. Кабинету Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции, Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Центральным банком Республики Узбекистан, другими заинтересованными структурами в двухмесячный срок обеспечить внесение изменений и дополнений в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

8. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева

Президент Республики Узбекистан И. КАРИМОВ

г. Ташкент,

18 июля 2012 г.,

№ УП-4455

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
к Указу Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2012 года №УП–4455

Перечень

норм и мер, направленных на дальнейшее улучшение условий для предпринимательской деятельности, вводимых в действие с 1 августа 2012 года

№‎

Наименование вводимой меры‎

Ответственные исполнители‎
‎I. В сфере регистрации и начала осуществления предпринимательской деятельности
1.‎Отменяется требование об оплате части уставного фонда до государственной регистрации хозяйствующих субъектов (за исключением кредитных организаций) с сохранением обязательства по формированию уставного фонда в течение одного года.‎Министерство юстиции,
‎ Центральный банк, хокимияты
‎ районов (городов)‎
2.‎Прием заявлений на резервирование фирменного наименования субъекта предпринимательства, необходимого для осуществления регистрационных процедур, обеспечивается органами статистики круглосуточно через сеть Интернет, с рассмотрением заявления в течение 4 рабочих часов.‎Государственный комитет по
‎ статистике, Узбекское агентство
‎связи и информатизации‎
3.‎Плата за выдачу Центром регистрации при Государственном налоговом комитете ключей электронно-цифровой подписи снижается с 20 до 10 процентов от минимальной заработной платы.‎Государственный налоговый
‎комитет‎
4.‎Отменяется нотариальное заверение образцов подписей для открытия банковских счетов, а также требование об обязательном наличии в карточке образцов подписей субъектов малого предпринимательства - микрофирм второй подписи (бухгалтера).‎Центральный банк,
‎коммерческие банки‎
5.‎Разрешения на подключение к сетям водоснабжения и канализации выдаются в течение 2 рабочих дней с даты подачи заявления.‎Совет Министров Республики
‎Каракалпакстан, хокимияты
‎областей, районов (городов),
‎территориальные ПУ
‎«Сувокава»‎
6.‎Работы по обеспечению доступа субъектов предпринимательства к телефонной сети выполняются в течение 10 дней. ‎Узбекское агентство связи и
‎информатизации‎
‎II. В сфере договорных отношений и ответственности за выполнение условий договоров
7.‎Ставки государственной пошлины за нотариальное заверение договоров купли-продажи, мены, ренты, отчуждения с условием пожизненного содержания и дарения квартир (части квартир), в том числе приватизированных, жилых домов (части домов), дач, гаражей, иных помещений, сооружений и строений, заключаемых физическими и/или юридическими лицами снижается с 2 до 1 процента минимальной заработной платы за 1 кв.м площади.‎Министерство юстиции‎
8.‎Ставка государственной пошлины за подачу кредитными организациями исковых заявлений о взыскании кредитов, займов и иной задолженности в суд по гражданским делам снижается с 20 до 2 процентов от суммы иска.‎Верховный суд‎
9.‎Сведения о сделках с заинтересованностью и другой существенной информации акционерных обществ публикуется путем размещения их отчетности на сайте уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг.‎Госкомимущество‎
III. В сфере внешнеэкономической деятельности

10.‎

Постановка на учет экспортно-импортных контрактов в уполномоченных банках осуществляется в течение 8 рабочих часов.‎Центральный банк,
‎коммерческие банки‎
11.‎Таможенное оформление грузов и выдача сертификата происхождения товара осуществляется в течение 3 рабочих дней.‎Государственный таможенный
‎комитет, Министерство
‎внешних экономических связей,
‎инвестиций и торговли‎
12.‎Сертификат происхождения экспортируемого товара выдается на весь контрактный объем товара.‎Министерство внешних
‎экономических связей,
‎инвестиций и торговли,
‎Государственный таможенный
‎комитет‎
13.‎Сертификат соответствия импортных товаров выдается в течение 10 рабочих дней.‎Агентство «Узстандарт»,
‎аккредитованные организации‎
14.‎Перевозка национальными автоперевозчиками импортных грузов по территории Республики Узбекистан осуществляется без обязательного их таможенного сопровождения. ‎Государственный таможенный
‎комитет‎
15.‎Отменяется процедура подтверждения страны происхождения импортных товаров.‎Министерство внешних
‎экономических связей,
‎инвестиций и торговли,
‎Государственный таможенный
‎комитет‎
16.‎Отменяется требование о предоставлении частными предпринимателями документов, подтверждающих легитимность вывезенных денежных средств, при таможенном оформлении импортируемых товаров. ‎Министерство труда и
‎социальной защиты населения,
‎Министерство внутренних дел‎
‎IV. В сфере трудовых отношений
17.‎Выдача разрешений на осуществление трудовой деятельности в Республике Узбекистан иностранным гражданам, имеющим высокую квалификацию и уникальный опыт производственной деятельности, осуществляется в течение 15 рабочих дней.‎Министерство труда и
‎социальной защиты населения,
‎Министерство внутренних дел‎
18.‎Рассмотрение визовых документов и оформление иностранному гражданину, приглашенному для выполнения высококвалифицированных работ, предприятием, расположенным в свободной экономической зоне, осуществляется в течение 3 рабочих дней.‎Министерство иностранных дел,
‎Министерство труда и
‎социальной защиты населения‎
‎V. В прочих сферах
19.‎Ставка государственной пошлины за подачу заявления в хозяйственные суды о возбуждении дел о банкротстве сокращается с 20 до 3-кратного размера минимальной заработной платы.‎Высший хозяйственный суд‎
20.‎Отменяется исполнение инкассовых требований, выставленных налоговыми органами по взысканию налогов и других обязательных платежей с расчетных счетов хозяйствующих субъектов, при наличии аналогичных требований по погашению той же задолженности к банковскому счету, выставленных судебными исполнителями в соответствии со вступившими в силу судебными решениями.‎Центральный банк,
‎коммерческие банки,
‎Государственный налоговый
‎комитет‎
21.‎Невыполнение договорных обязательств субъектами предпринимательства перед коммерческими банками по оказанным им услугам, в том числе выданным кредитам, связанное с предпринимательскими и другими коммерческими рисками, не является основанием для привлечения к уголовной ответственности сотрудников банковско-финансовых структур.‎Генеральная прокуратура,
‎Верховный суд,
‎Министерство юстиции‎
22.‎Причинение имущественного вреда юридическому лицу, не имеющему государственной доли в уставном фонде, его руководителем или работником, при отсутствии заявления должностного лица, собственника или уполномоченного органа управления данного юридического лица, не влечет уголовной или иной ответственности, применяемой государством.‎Верховный суд, Генеральная
‎прокуратура, Министерство
‎юстиции, Высший
‎хозяйственный суд‎

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Указу Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2012 года №УП-4455

Программа

комплексных мер по совершенствованию законодательства и реализации мероприятий, направленных на дальнейшее кардинальное улучшение деловой среды и предоставление большей свободы предпринимательству, вводимых в 2013-2014 годах

№‎

Наименование мероприятия‎

Механизм реализации‎Срок реализации‎Ответственные исполнители‎
I. Ускорение процедур, связанных с регистрацией и началом осуществления предпринимательской деятельности
1.‎

Внедрение механизма государственной регистрации субъектов предпринимательства (за исключением кредитных учреждений) через сеть Интернет с использованием электронной цифровой подписи, предусматривающего:
‎возможность регистрации на основе типовых учредительных документов с интерактивным оформлением учредительных документов;
‎регистрацию фирменного наименования, получение ИНН и ОКПО в режиме реального времени;
‎выдачу зарегистрированных учредительных документов и свидетельства о регистрации в электронной форме. ‎

Постановление Кабинета
‎Министров, разработка
‎программного обеспечения‎
внедрение - с 1
‎января 2014 года

‎‎разработка проекта
‎постановления и
‎программного
‎обеспечения –
‎сентябрь 2013 года ‎
ТПП, Госналоговый
‎комитет,
‎Минюст, УзАСИ,
‎ Совет Министров
‎Республики
‎Каракалпакстан, хокимияты
‎областей и г. Ташкента,
‎Госкомстат, Центральный
‎банк, Госархитектстрой, Минздрав, ГУПБ МВД‎
2.‎Кардинальное сокращение количества, сроков и стоимости процедур получения разрешений на строительство за счет:
‎передачи проектной организации функций по разработке проекта о воздействии на окружающую среду, топографической карты и геологического заключения, согласованию проекта строительства с архитектурно-градостроительным советом, а также проведению государственной экспертизы проекта строительства;
‎сокращения в среднем в 2 раза сроков, необходимых для получения субъектами предпринимательства разрешений на строительство; снижения в среднем в 5 раз стоимости процедур по выдаче разрешений на строительство. ‎
Постановление
‎Кабинета Министров‎
внедрение - с 1
‎ января 2013 года

‎разработка
‎документа - ноябрь
‎2012 года ‎
Госархитектстрой,
‎Госкомземгеодезкадастр,
‎ Госкомприроды, Совет
‎Министров Республики
‎Каракалпакстан, хокимияты
‎областей и г. Ташкента‎
3.Детальное изучение всех необходимых этапов и процедур выделения земельных участков и получения разрешения на строительство объектов, а также передового международного опыта в этом направлении, с дальнейшей разработкой подробной схемы порядка выделения земельных участков и строительства объектов в целях исключения дублирующих, излишних и устаревших механизмов, повышения прозрачности процедур, введения механизма выдачи разрешений на строительство по принципу «одно окно».‎Постановление
‎Кабинета Министров‎
декабрь
‎2012 года ‎
Минэкономики, Минюст, Госархитектстрой, Госкомземгеодезкадастр,
‎Госкомприроды, ТПП‎
4.‎Внедрение в системе районных и городских предприятий электрических сетей (ПЭС) механизма приема заявок от субъектов предпринимательства на подключение к системе электроснабжения по принципу «одно окно», включая: подготовку и выдачу технических условий на подключение к электрическим сетям; согласование, совместно с проектной организацией, проекта электроснабжения с территориальными предприятиями электрических сетей и ГИ «Узгосэнергонадзор»;
‎заключение договора на выполнение строительства (реконструкции) электрических сетей и приемка завершенного объекта. ‎
Ведомственный нормативно-
‎правовой акт‎
внедрение – с 1
‎января
‎2013 года ‎
ГАК «Узбекэнерго», ГИ «Узгосэнергонадзор»‎
5.‎Внедрение порядка дифференцированного подхода при осуществлении процедур выдачи разрешений на строительство с учетом категоризации строящихся объектов по их размерам и характеристикам, с обеспечением адресного подхода к рассмотрению проектов строительства (риск анализ).
‎Установление порядка, в соответствии с которым непредставление уполномоченным органом ответа на поданное заявление о выдаче разрешения на строительство объекта в течение установленного законодательством срока признается одобрением поданной заявки (за исключением объектов с максимальной категорией риска). ‎
Постановление
‎Кабинета Министров
апрель
‎2013 года



‎1 июня
‎2013 года ‎
Госархитектстрой,
‎Госкомземгеодезкадастр,
‎ Минэкономики, ‎Минюст,
‎ТПП‎
6.‎Осуществление кардинального обновления и модернизации законодательства в сфере строительства, имея в виду: инвентаризацию действующих законодательных и нормативных предписаний в области строительства, включая получение технических условий;
‎разработку взамен всех действующих законодательных и нормативных актов Единого строительного регламента, предусматривающего порядок взаимодействия уполномоченных органов, обязательные нормативные и технические требования к строительству объектов, сроки и стоимость осуществления процедур. ‎
Внесений изменений и
‎дополнений в
‎законодательство,
‎ведомственные нормативно-
‎правовые акты‎
май
‎2013 года ‎
Госархитектстрой,
‎Минэкономики, Минюст, Госкомдемонополизации,
‎ТПП‎
7.‎Внедрение дифференцированного подхода при осуществлении процедур подключения к системе электроснабжения с учетом категоризации объектов по их потребляемой мощности и другим характеристикам, с обеспечением адресного подхода к рассмотрению проектов по строительству (реконструкции) объектов.‎Ведомственный нормативно-
‎правовой акт‎
апрель
‎2013 года‎
ГАК «Узбекэнерго», ГИ «Узгосэнергонадзор»,
‎Минэкономики, ТПП ‎
8.‎Сокращение общего количества процедур, необходимых для регистрации права собственности на недвижимое имущество, с 12 до 1 процедуры путем введения порядка регистрации права собственности по принципу «одно окно» с использованием комплекса информационных систем (КИС).‎Постановление Кабинета
‎Министров, разработка
‎программного обеспечения‎
внедрение:
‎с 1 января 2013
‎года
‎разработка ‎проекта -
‎ноябрь
‎2012 года ‎
Госкомземгеодезкадастр,
‎УзАСИ, ТПП, Минюст‎
9.‎Сокращение сроков регистрации права на собственность до 7 дней за счет:
‎ широкого внедрения комплекса информационных систем (КИС) учета недвижимости;
‎более тесной взаимосвязи органов государственного кадастра с органами государственной налоговой службы, архитектуры, а также нотариальными конторами по обмену информацией об обремененном и подлежащим сносу имуществу. ‎
Постановление Кабинета
‎Министров, разработка
‎программного обеспечения‎
внедрение:
‎ ‎с 1 января 2013 ‎
‎года ‎
‎разработка ‎проекта -
‎ ‎ноябрь
‎‎2012 года ‎‎
Госкомземгеодезкадастр,
‎ УзАСИ, ТПП, Минюст‎

‎‎II. Меры по улучшению процедур кредитования и совершенствованию деятельности кредитных бюро‎‎‎‎

10.‎Принятие Закона Республики Узбекистан «О залоговом реестре», предусматривающего:
‎создание единого реестра информации о правах кредиторов (право залога, владения, лизинга, собственности и т.п.) на все виды движимого имущества должников, включая дебиторскую задолженность и инвентарь;
‎общедоступность реестра с использованием сети Интернет;
‎внедрение современных методов уведомлений о правах кредиторов на движимое имущество должников;
‎определение порядка регистрации и виды уведомлений, подлежащих регистрации в залоговом реестре;
‎определение видов обеспечений и других прав кредиторов, уведомления о которых подлежат регистрации в залоговом реестре;
‎включение возможности общего (не детального) описания заложенного имущества и обеспечиваемых залогом требований кредиторов;
‎ предоставление взыскателям по решениям судов и государственным органам статуса обеспеченного кредитора в части прав, уведомления о которых были внесены в залоговый реестр;
‎определение правил приоритета по погашению требований обеспеченных кредиторов. ‎
Принятие Закона Республики Узбекистан «О залоговом
‎реестре»‎
Реализация – с I квартала
‎2013 года

‎Внесение
‎ законопроекта в
Законодательную
‎палату – IV
‎ квартал 2012 года ‎
Центральный банк,
‎Ассоциация банков
‎Узбекистана, Минюст‎
11.‎Принятие Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О залоговом реестре», предусматривающего упрощение создания и взыскания залога путем:
‎автоматического распространения права залога на продукцию и доходы от заложенного имущества;
‎упрощения и ускорения процедуры предоставления обеспеченному кредитору права владения и пользования заложенным имуществом на основании судебного приказа;
‎усиления защиты прав обеспеченных кредиторов на заложенное имущество от недобросовестных действий должников;
‎упрощения процедур реализации предмета залога кредиторами;
‎определения правил очередности по погашению требований кредиторов с предоставлением преимущественного права обеспеченным кредиторам на удовлетворение своих требований должником. ‎
Внесение изменений и
‎дополнений в
‎законодательство‎
I квартал 2013 года‎Центральный банк,
‎Ассоциация банков
‎Узбекистана, Минюст‎
12.‎Дальнейшее повышение эффективности деятельности ООО «Кредитное бюро «Кредитный информационно-аналитический центр» на основе передового международного опыта и современных методов ведения бизнеса путем привлечения на основе конкурса и при техническом содействии МФК иностранного стратегического технического партнера из числа ведущих международных кредитных бюро.‎Комплекс мер, привлечение
‎технического содействия
‎МФК‎
2012-2013 гг.‎Центральный банк,
‎Ассоциация банков
‎Узбекистана‎
‎III. Усиление защиты прав и интересов инвесторов
13.‎Принятие Закона Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (в новой редакции), предусматривающего:
‎конкретизацию определений «аффилированных лиц» и «сделок с заинтересованностью» и требований к ним;
‎повышение прозрачности совершения сделок акционерными обществами путем установления требований к раскрытию подробной информации о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, и предварительного изучения таких сделок независимой аудиторской или оценочной организацией с представлением соответствующих заключений по требованию наблюдательного совета или акционеров;
‎усиление ответственности членов органов управления акционерного общества перед акционерами при совершении сделок с заинтересованностью путем установления обязательств о возмещении ущерба и возможности признания таких сделок недействительными по решению суда по иску акционеров. ‎
Закон Республики Узбекистан
‎«Об акционерных обществах
‎и защите прав акционеров»
‎(в новой редакции)‎
введение норм – с
‎ 1 января 2013 года

‎Внесение
‎законопроекта в
Законодательную
‎палату - III квартал
‎2012 года ‎
Госкомимущество,
‎Минюст, Высший
‎хозяйственный суд,
‎Минэкономики‎
14.‎Совершенствование судебной практики в сфере усиления защиты миноритарных акционеров при обращении в суды по защите своих прав и законных интересов путем издания разъяснений пленума Верховного суда и пленума Высшего хозяйственного суда по применению Закона Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (в новой редакции).‎Постановление Пленума
‎Верховного суда и Высшего хозяйственного суда ‎
IV квартал
‎2012 года ‎
Верховный суд, Высший
‎хозяйственный суд‎
15.‎Проведение инвентаризации действующих акционерных обществ на предмет соответствия требованиям к рыночному статусу данной организационно-правовой формы (число акционеров, доступность информации об обществе, содержание деятельности и др.), с подготовкой, при необходимости, предложений об их преобразовании в иные организационно-правовые формы.‎Постановление Президента
‎Республики Узбекистан‎
IV квартал
‎2012 года ‎
Госкомимущество,
‎Министерство экономики,
‎Минюст‎

IV. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства и совершенствование системы налогового администрирования

16.‎Сокращение в 2,3 раза (для крупных предприятий) и в 1,7 раза (для малых предприятий и микрофирм) форм налоговой отчетности, представляемой хозяйствующими субъектами, с поэтапным переводом до конца 2014 года всех субъектов предпринимательства на электронную систему сдачи налоговой отчетности.‎Указ Президента Республики
‎ Узбекистан‎
III квартал
‎2012 года ‎
Госналоговый комитет,
‎ Минфин, ТПП ‎
17.‎Поэтапный перевод субъектов предпринимательства на электронную систему уплаты налогов и обязательных платежей, в том числе путем приравнивания услуг систем электронного дистанционного обслуживания, предоставляемых коммерческими банками, к финансовым услугам.‎Комплекс мер, внесение
‎изменений и дополнений в законодательство‎
введение нормы – с
‎1 января 2013 года‎
Госналоговый комитет,
‎Центральный банк,
‎Ассоциация банков
‎Узбекистана, УзАСИ,
‎\коммерческие банки‎
18.‎Исключение микрофирм и малых предприятий, уплачивающих общеустановленные налоги, за исключением производящих подакцизную продукцию и добывающих полезные ископаемые, облагаемые налогом за пользование недрами, из категории плательщиков обязательных отчислений в государственные целевые фонды и Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений при М�нистерстве финансов Республики Узбекистан.‎Внесение изменений в
‎Налоговый кодекс
‎Республики Узбекистан ‎
введение нормы – с
‎1 января 2013 года

‎разработка ‎проекта -


‎IV квартал
2012 года ‎
Минфин, Госналоговый
‎комитет, Минэкономики ‎

V. Либерализация процедур, связанных с осуществлением внешнеторговых операций

19.‎Дальнейшее устранение бюрократических барьеров в сфере внешнеэкономической деятельности, путем отмены требований по представлению в таможенные органы:
‎сертификата качества, списка вывозимых товаров при их таможенном оформлении, упаковочных листов для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости;
‎импортного контракта и справки о расчетах, предусмотрев их мониторинг таможенными органами через Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций; письма с указанием перечня номеров деклараций, представленных в таможенные посты при поставках комплектного оборудования; реестров, выдаваемых ОАО «Узбекэкспертиза» сертификатов на имущество, ввозимое для собственных производственных нужд; справки организации, учредившей предприятие за рубежом;
‎письма о наличии расфасовочного автомата при импорте чайного сырья, а также копии паспорта или иного документа о технической характеристике расфасовочного автомата при импорте чайного сырья;
справки о наличии собственных средств для оплаты импортируемого товара или поручительство уполномоченного банка;
‎информации об импортных контрактах, по которым выданы акты экспертизы предотгрузочной инспекции;
‎справки, подписанной руководителем юридического лица, о формировании уставного фонда при вывозе товаров;
‎свидетельства о членстве в Ассоциации фермерских хозяйств при вывозе сельскохозяйственной продукции, а также разрешения соответствующих районных и городских хокимиятов на вывоз плодоовощной продукции. ‎
Постановление ‎Кабинета
‎Министров, внесение
‎изменений и дополнений в законодательство‎
1 января 2013 года


‎‎разработка
‎документов –
‎IV квартал
‎2012 года ‎
МВЭСИТ, Гостаможенный
‎ комитет, Центральный
‎банк, Минюст, Минздрав, Агентство «Узстандарт», ОАО «Узбекэкспертиза» ‎
20.‎Кардинальное сокращение сроков, требуемых для осуществления внешнеэкономической деятельности, предусмотрев:
‎поэтапное внедрение системы электронного декларирования товаров;
‎внедрение механизма декларирования товаров путем подачи предварительной декларации в таможенные органы до момента их фактического прибытия на таможенную территорию;
‎внедрение порядка подачи периодической таможенной декларации при таможенном оформлении импортируемых товаров;
‎внедрение интегрированной системы таможенного оформления экспортных операций в режиме «он-лайн» с формированием единой электронной базы данных всех служб;
‎отмену процедуры постановки на учет импортных контрактов в таможенных органах; сокращение перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, за счет исключения запасных частей, комплектующих, сырьевых товаров и товаров, испытание которых невозможно осуществить в лабораториях республики; утверждение детального перечня товаров, подпадающих под гигиеническую сертификацию. ‎
Внесение изменений и
‎ дополнений в
‎законодательство‎
введение норм – с
‎ 1 января 2013 года

‎разработка
‎документов –
‎IV квартал
‎2012 года ‎
МВЭСИТ, Минздрав,
‎ Гостаможенный комитет,
‎Центральный банк, УзАСИ, Агентство «Узстандарт», ОАО «Узбекэкспертиза»,
‎УзРТСБ, Минюст ‎
21.‎Сокращение количества представляемых документов субъектами предпринимательства, заключившими валютные контракты на товарно-сырьевых биржах, путем совершенствования механизма электронного взаимообмена информацией между таможенными органами и биржами, а также отмены представления в таможенные органы (по контрактам, заключенным на бирже):
‎актов сверки исполнения экспортных контрактов;
‎биржевого контракта, при осуществлении экспорта товара; копии платежного документа, подтверждающего оплату товара, при экспорте товара;
‎документа владельца товара, подтверждающего собственность продавца, при экспорте товара;
‎копии поручения Расчетной клиринговой сертификата происхождения товара, при экспорте товара;
‎палаты на поставку товара и реестра оплаченных сделок;
‎сертификата соответствия, при экспорте товара;
‎документа владельца товара, подтверждающий его наличие (складская справка), при экспорте товара. ‎
Внесение изменений и
‎дополнений в
‎законодательство‎
введение норм – с
‎ 1 января 2013 года

‎ разработка
‎ документов – I
‎V квартал
‎2012 года ‎
МВЭСИТ, Гостаможенный
‎ комитет, Центральный
‎ банк, УзРТСБ,
‎Минэкономики, Минюст‎
22.‎Повышение инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов путем отмены представления в таможенные органы при выпуске в свободное обращение:
‎регистрационного свидетельства МВЭСИТ, при таможенном оформлении товаров, поступивших в адрес представительств иностранных компаний;
‎письменного обязательства об обратном вывозе товаров, ввезенных представительствами иностранных компаний;
‎разрешения на аккредитацию НК «Узбектуризм», при таможенном оформлении товаров, поступивших в адрес представительств иностранных туристических фирм;
‎разрешения на аккредитацию Центрального банка Республики Узбекистан, при таможенном оформлении товаров, поступивших в адрес представительств иностранных банков. ‎
Внесение изменений и
‎дополнений в ведомственные
‎ акты‎
введение норм – с
‎1 января 2013 года
‎разработка документов –
‎IV квартал
‎2012 года ‎
МВЭСИТ, Гостаможенный
‎комитет, Центральный
‎банк, НК «Узбектуризм»,
‎Минюст‎

VI. Дальнейшее упрощение процедур восстановления платежеспособности, а также ликвидации бизнеса

23.‎Установление особого порядка налогообложения в отношении предприятий-банкротов, предусматривающего на весь период процедур банкротства приостановление начисления налога на имущество, земельного налога, а также пени и штрафов по ранее начисленным и не взысканным платежам в бюджет.
‎При этом предусмотреть их начисление в случае восстановления платежеспособности должника и прекращения производства по делу о банкротстве, начиная с даты восстановления платежеспособности. ‎
Внесение изменений и
‎дополнений в Налоговый
‎ кодекс‎
введение нормы – с
‎1 января 2013 года
‎внесение
‎законопроекта в
Законодательную
‎палату - III квартал
‎2012 года ‎
Госналоговый комитет,
‎Минфин,
‎Госкомдемонополизации,
‎ Минэкономики, Минюст‎
24.‎Усиление гарантий для кредиторов по возврату вложенных ими средств на основе внесения изменений в порядок очередности удовлетворения их требований в случае банкротства предприятия путем пропорционального удовлетворения требований по платежам в бюджет и внебюджетные фонды с требованиями кредиторов, не обеспеченных залогом.‎Внесение изменений и
‎ дополнений в Закон
‎Республики Узбекистан
‎«О банкротстве»‎
реализация – с
‎1 января 2015
‎ года

‎внесение
‎законопроекта в
‎Законодательную
‎палату -I квартал
‎2014 года ‎
Госкомдемонополизации, Минфин, Госналоговый комитет,
‎Высший
‎хозяйственный суд,
‎Минэкономики, Минюст‎
25.‎Ускорение процедур ликвидации субъектов предпринимательства путем разработки порядка, предусматривающего предоставление права налоговым органам осуществлять списание безнадежной задолженности по налогам и другим обязательным платежа� ликвидируемых предприятий, неудовлетворенной за недостатком имущества.‎Постановление Кабинета
‎Министров‎
III квартал 2012
‎ года‎
Государственный налоговый
‎комитет, Минфин, Госкомдемонополизации,
‎ Минэкономики, Минюст ‎
26.‎Повышение квалификации судебных управляющих путем проведения региональных семинаров и учебных курсов.‎Комплекс мер‎На постоянной
‎основе‎
Госкомдемонополизации,
‎Высший хозяйственный суд,
‎ТПП‎

VII. Совершенствование условий, связанных с наймом и трудовыми отношениями

27.‎Внесение дополнений в Трудовой кодекс Республики Узбекистан в части определения критерия «массового» высвобождения работников, в случае которого работодатель обязан уведомить орган по труду. ‎Внесение дополнений в
‎Трудовой кодекс‎
внедрение – с
‎ 1 января 2013
‎года
‎внесение
‎законопроекта в
‎Законодательную
‎палату - IV квартал
‎2012 года ‎
Минтрудсоцзащиты,
‎ Минэкономики‎
28.‎Открытие новых направлений образования (специальностей) в области кадрового менеджмента на экономических факультетах высших образовательных учреждений республики (ТГЭУ, НУУз, СамГУ, ТерГУ и др.)‎Постановление Президента
‎Республики Узбекистан‎
II квартал 2013
‎года‎
Минэкономики, Минвуз, Минтрудсоцзащиты,
‎Минфин‎
29.‎Внесение с учетом открытия нового направления образования (специальности) в области кадрового менеджмента (таких как менеджер по кадрам, менеджер по развитию социальной сферы и людских ресурсов и т.п.) дополнений и изменений в:
‎Классификатор направлений и специальностей высшего образования;
‎Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих. ‎
Внесение изменений и
‎дополнений в ведомственные
‎нормативно-правовые акты ‎
IV квартал 2012
‎года‎
Минвуз,
‎Минтрудсоцзащиты,
‎Минэкономики,
‎Узстандарт, Минюст‎

VIII. Меры по усилению правовой защиты субъектов предпринимательства

30.‎Предоставление хозяйственным судам права рассмотрения споров между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.‎Внесение изменений и
‎дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс‎
внедрение - с
‎1 апреля 2013
‎года

‎внесение
‎законопроекта
‎ в Законодательную
‎палату - I квартал
‎2013 года ‎
Высший хозяйственный суд,
‎Минюст, Минфин,
‎Госкомимущество‎
31.‎Дальнейшая либерализация норм уголовного законодательства, связанного с осуществлением предпринимательских рисков, в том числе:
‎сокращение в среднем в 2 раза сроков снятия судимости по преступлениям против основ экономики и в сфере хозяйственной деятельности, не нанесших существенного ущерба государству;
‎прекращение уголовных дел и снятие судимости по экономическим преступлениям в случае отсутствия претензий непосредственно от пострадавшей стороны. ‎
Внесение изменений и
‎дополнений в
‎ законодательство‎
внесение
‎законопроекта в
Законодательную
‎палату - III квартал
‎2012 года‎
Верховный суд,
‎Генеральная прокуратура,
‎Минюст, Центральный
‎ банк, Госналоговый
‎ комитет, Минэкономики‎
32.‎Увеличение критериев степени экономического ущерба и размера по уголовным наказаниям, с приведением их в соответствие с международной практикой, в частности определить:
‎сумму значительного размера и ущерба – от 100 до 300 минимальных размеров заработной платы (МРЗП);
‎сумму крупного размера и ущерба – от 300 до 500 МРЗП;
‎сумму особо крупного размера и ущерба – от 500 МРЗП. ‎
Внесение изменений и
‎дополнений законодательство‎
внесение законопроекта в Законодательную
‎палату - III квартал
‎2012 года‎
Верховный суд,
‎ Генеральная прокуратура,
‎Минюст, Центральный
‎банк, Госналоговый комитет,
‎МВД‎
33.‎Введение электронного документооборота в хозяйственных судах, предусматривающего возможность обращения в суд с иском, ходатайством и прилагаемыми к ним документам посредством электронных средств обмена данными, а также возможность извещения участников судебного разбирательства и направления им судебных актов и другой корреспонденции через электронные средства обмена данными.‎Внесение изменений и
‎ дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс ‎
Реализация – с
‎ 1 июня 2013 года

‎‎внесение
‎законопроекта в
Законодательную
‎палату - II квартал
‎2013 года ‎
Высший хозяйственный суд,
‎Минюст, УзАСИ‎
34.‎Внесение предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности хозяйственных судов, практики судопроизводства, укреплению института судебных исполнителей.‎Постановление Президента
‎ Республики Узбекистан‎
IV квартал
‎2012 года‎
Минюст, Высший
‎хозяйственный суд,
‎Минфин, Минэкономики, Госкомдемонополизации‎
35.‎Обеспечение обязательной публикации решений хозяйственных судов на веб-сайтах судов.‎Размещение на веб-сайтах‎с 1 июня 2013 года‎Высший хозяйственный суд‎

Примечание:

Виды нормативно-правовых актов могут пересматриваться или объединяться в единый акт в зависимости от сфер и предмета регулирования соответствующих правовых отношений.


Тип документа:  Указ Президента Республики Узбекистан
Номер документа:  УП-4455
Дата принятия:  18.07.2012
Сохранить в формате pdf |