О министерстве Документы Учреждения Новости Мероприятия Проекты ИКТ Оnline услуги

Пресс-служба Главная

15 марта 2010

Основные результаты реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан

Началу реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан положил Указ Президента Республики Узбекистан от 10 ноября 1998 года «О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан». Создана собственная национальная модель системы здравоохранения, что способствовало существенному повышению уровня медицинского обслуживания людей и улучшению качества жизни населения.

Так, продолжительность жизни населения в Узбекистане за период с 1990 по 2007 год увеличилась с 67 до 72,5 лет. Уровень общей смертности уменьшился с 6,4 до 4,1 на 1000 населения. Показатели младенческой смертности снизились с 25,5 (на 1000 живорожденных) в 1995 году до 11,3, материнской смертности с 48 (на 100 тыс. живорожденных) до 25,5 в 2009 году.

В целях совершенствования нормативно-правовой базы системы здравоохранения внесены изменения и дополнения в 5 действующих Законов Республики Узбекистан: «Об охране здоровья граждан», «О государственном санитарном надзоре», «О профилактике заболевания СПИД», «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности», «О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией».

Принято 7 новых Законов: «О профилактике заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О психиатрической помощи гражданам», «О защите населения от туберкулеза», «О донорстве крови и ее компонентов», "О профилактике йододефицитных заболеваний" и «О гарантиях прав ребенка».

Коренные изменения произошли в первичном звене здравоохранения, особенно в сельской местности. Вместо бывшей малоэффективной многоступенчатой системы создана принципиально новая система оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению, состоящая из сельских врачебных пунктов (СВП) и территориальных медицинских объединений.

В республике функционируют 4201 амбулаторно-поликлинических учреждений, в том числе 3172 СВП. За последние 10 лет количество посещений в них в целом увеличилось на 32%, а в пересчете на одного жителя - выросло на 28%. Снизилось количество направлений на консультацию к узким специалистам на 33,5%, госпитализация в больничные учреждения – на 26,8%, что свидетельствует о возросшем доверии и доступности медицинской помощи сельскому населению.

В целях обеспечения населения гарантированной государством неотложной медицинской помощью организована целостная система, возглавляемая Республиканским научным центром экстренной медицинской помощи. В областных центрах организованы его филиалы, в районах функционируют отделения экстренной медицинской помощи. Услугами высококвалифицированного персонала учреждений этой системы ежегодно пользуются более 6 млн. человек.

Продолжается дооснащение учреждений системы экстренной медицинской помощи областного и районного уровня современным высокотехнологичным лечебно-диагностическим оборудованием (рентген установки, наркозно-дыхательная аппаратура, приборы лабораторной, ультразвуковой, эндоскопической диагностики и др.).

В результате последовательной реализации Государственных программ, направленных на укрепление здоровья матери и ребенка, повышение медицинской культуры семьи, в республике достигнута демографическая стабильность, показатели младенческой и материнской смертности за последние 10 лет снизились в 2-2,5 раза.

За годы реформ обеспечено санитарно-эпидемиологическое благополучие во всех регионах страны. Иммунизацией против управляемых инфекций охвачены свыше 98,0% населения. В результате заболеваемость вирусным гепатитом В снизилась в 15,6 раза, а среди детей в возрасте до 2-х лет – в 48 раз.

Для подготовки высококвалифицированных медицинских кадров осуществлен переход на двухуровневую систему высшего медицинского образования. Это дало возможность более качественно готовить врачей к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и организационной работы.

Введена система распределения и обязательной отработки выпускниками медицинских ВУЗов, обучавшихся по государственным грантам. Осуществляется подготовка узких специалистов через клиническую ординатуру. Принципиально новым является подготовка в ВУЗах медицинских сестер с высшим образованием.

Существенно повышен уровень оснащенности учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием. На эти цели привлечено заёмных и грантовых средств в объеме 270 млн. долл. США.

Коренным образом изменена система материального стимулирования и оплаты труда врачей и медицинского персонала. Размеры их заработной платы и механизм поощрения поставлены в непосредственную зависимость от степени сложности и напряженности выполняемой работы, качества оказываемой медицинской помощи. За последние годы размер заработной платы медицинских работников возрос в 3,5 - 4 раза.

В целях дальнейшего углубления реформ в системе здравоохранения Указом Президента Республики Узбекистан №УП-3214 от 26.02.2003 года «О мерах по дальнейшему реформированию системы здравоохранения» организованы и функционируют четыре Республиканских специализированных медицинских центра - хирургии, урологии, микрохирургии глаза и кардиологии. В центрах, оснащённых самым современным медицинским оборудованием, укомплектованных высококвалифицированными специалистами, используются новейшие методы диагностики и лечения, выполняются сложные, уникальные высокотехнологичные операции.

За период функционирования Центров пролечено 133244 больных, из них 21857 (16,4%) больных из числа льготного контингента на бюджетной основе, 111387 (83,6%) - за счет оказания платных услуг. Более чем в 1,5 раза выросло количество выполняемых в них высокотехнологичных операций и диагностических процедур (151,0%).

Благодаря предоставлению самостоятельности в распределении средств и налоговых льгот Центрами приобретено 184 единиц современного диагностического и лечебного оборудования, в том числе 23 – высокотехнологичного. В результате их оснащённость выросла в 3,6 раза, а также заработная плата персонала – в 4 - 5 раз.

По мере укрепления финансового обеспечения Республиканские специализированные Центры микрохирургии глаза (с 2005 года) и кардиологии (с 2006 года), Центр урологии (с 2007 года) переведены на самофинансирование и самоокупаемость. Доля самофинансирования в них выросла до 84%.

Учитывая большую потребность населения в высокотехнологичной кардиохирургической помощи, ведётся реконструкция отдельного здания центра для кардиохирургического отделения в Республиканском специализированном центре Хирургии им.акад.В.Вахидова. Для оснащения его современным медицинским оборудованием привлечён льготный кредит Кувейтского Фонда Арабского Экономического Развития (12,3 млн. долларов США).

Организация Республиканских специализированных медицинских центров позволило обеспечить население высокотехнологичной медицинской помощью, в том числе по проведению сложных, уникальных операций на уровне мировых стандартов, наладить организационно-методическое руководство региональными специализированными учреждениями и повысить эффективность подготовки и переподготовки высококвалифицированных медицинских кадров для лечебных учреждений республики.

Направления дальнейшего реформирования системы здравоохранения определены Указом Президента Республики Узбекистан от 19.09.2007 года №УП-3923 «Об основных направлениях дальнейшего углубления реформ и реализации Государственной программы развития здравоохранения». Созданы 12 областных многопрофильных медицинских центров, 13 областных многопрофильных медицинских центров, а также 6 Республиканских специализированных научно-практических медицинских центров: акушерства и гинекологии, дерматологии и венерологии, педиатрии, терапии и медицинской реабилитации, фтизиатрии и пульмонологии, эндокринологии.

Центры оказывают населению республики специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь, организационно-методическое, научно-практическое руководство над деятельностью соответствующих областных специализированных учреждений и вновь организованных областных многопрофильных (в т.ч. детских) медицинских центров и областных центров диагностики, а также являются базой для подготовки и переподготовки медицинских кадров.

Для дальнейшего укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения подготовлен проект правительственного решения «Об утверждении Программы по поэтапному строительству, капитальному ремонту, реконструкции и оснащению (дооснащению) учреждений здравоохранения на 2010-2014 годы».

На сегодняшний день, основными задачами хокимиятов, органов управления здравоохранения и районных и городских медицинских объединений являются дальнейшее повышение качества медицинской помощи населению на всех уровнях, безусловное обеспечение реализации принятых правительственных решений и поставленных задач, указанных в Постановлениях Президента Республики Узбекистан от 26 декабря 2008 года №1023 “О мерах по совершенствованию организационной структуры и деятельности центров по борьбе со СПИДом”, от 13 апреля 2009 года №ПП-1096 «О дополнительных мерах по охране здоровья матери и ребенка, формирование здорового поколения», от 1 июля 2009 года №1144 «О программе мер по дальнейшему усилению и повышению эффективности проводимой работы по укреплению репродуктивного здоровья населения, рождению здорового ребенка, формированию физически и духовно развитого поколения на 2009-2013 гг.», от 21 мая 2009 года №ПП-1114 «О совершенствовании деятельности скорой медицинской помощи», а также Адресной программе Правительства по реконструкции и укреплению материально-технической базы сельских врачебных пунктов на 2010 год.

Реализация, поставленныхПрезидентом задач, направленных на создание необходимых условий для обеспечения здоровой и достойной жизни людей, защиты материнства и детства, воспитания физически здорового и духовно богатого подрастающего поколения, обеспечат кардинальное повышение эффективности, качества, доступности медицинского обслуживания и дальнейшее улучшение здоровья населения.